- Канонизация
- это причисление к лику святых, представляющее собою известный акт церковной власти над умершим подвижником веры. Само название этого акта производят от слова canon (что знач. список, catalogus, святых), а отсюда и canonisatio (canonisare). К. в том смысле, в каком она употребляется теперь, появляется в X в. Смысл К. был таков: чтобы предотвратить принятие в число святых сомнительных в своей святости лиц, вменено было епископом следить за этим (постановление 6 карфаген. собора, 401), донося, как это практиковалось несколько позже, римскому епископу-папе, который и имел решающий голос вместе со своими кардиналами в вопросе о признании той или другой личности святым, на основании представленных ему от местного епископа и других церковных властей данных. Первая канонизация касалась Ульриха, епископа аугсбургского, в 993 г., которая была совершена папой Иоанном XV вместе с собором епископов римской провинции; впоследствии собор потерял свое значение в деле канонизации св., которая оказалась вполне в руках папы и коллегии его кардиналов, которым был предоставлен совещательный голос; такой порядок канонизации был узаконен папою Александром III (ум. 1181 г.), а подробная его регламентами дана папою Урбаном VIII (ум. 1644 г.). Что же касается К. на Востоке, то история ее скудна сведениями. Впервые говорится о К. в грамоте константиноп. патр. Иоанна Калеки (Апера), к которому обратился киевский митрополит Феогност, спрашивая его о признании святым святителя Петра; но грамота ничего не говорит об условиях канонизации, указывая только, что он, Ф., лично должен руководиться теми обычаями, какие применяются в подобных случаях так что остается неизвестным даже и то, должны ли были русские митрополиты в вопросах К. обращаться к константиноп. патриарху (в период зависимости русской церкви от константиноп. патриарха). Дело К. разъясняется грамотой константиноп. патриарха Кирилла Лукариса о признании св-ми Герасима кефалоникийского (1622 г.) и Иоанна критского (1632 г.). Из нее видно, что К. совершают патриарх с синодом, по просьбе местных жителей, которая посылается через местного епископа, но грамота эта, однако, не говорит и вообще не дает понять, был ли данный порядок обязателен и необходим, или он применился только к данному случаю, так что и этот вопрос ввиду отсутствия других данных остается полуразрешенным. Что же касается России, то до XVI в. К. была основана только на обретении мощей, чудесах и вере народа в святость подвижника, а официальное прославление состояло в дозволении и отправлении служб в честь святого. Важны для истории К. т. называемые Макариевские соборы (при митр. Макарии 1647 - 1549 г.), которые произвели ревизию святых, для одних увеличив, а для других уменьшив круг почитания и присоединив новых, но на каких условиях и в каком порядке совершались эти акты, и как они должны быть совершаемы впредь об этом собор не выносил никаких постановлений. С учреждением Синода дела К. переходят в его ведение, и вопросы о праздновании святых решаются Св. Синодом с утверждения Высочайшей власти. Самый акт К. обыкновенно понимают, как признание церковью к. н. умершего святым и как допущение ею чествования его. Условия К. в р.-католической церкви суть следующие: 1) принадлежность к церкви, 2) возраст понимания добра, зла, 3) смерть подлежащего канонизации, 4) святая жизнь и 5) проявление чуда. При этом святою жизнью считается та, которая протекает в добродетелях, превосходящих естественные силы человека, которые должны проявиться не один раз только а в большом количестве, и то добровольно. К этим добродетелям р.-к. церковь относит: кроме веры, надежды, любви, еще благоразумие, справедливость, мужество и умеренность с их последствиями. Что же касается совершения чудес, являющихся одним из условий К. в р.-к. церкви, то таковые должны совершиться уже после смерти подлежащего К. и в количестве не менее 4, если они засвидетельствованы свидетелями по слуху, а при свидетелях очевидцах считалось достаточным и 2 чуда. Греческая православная церковь, канонизуя, имела в виду святость жизни и чудеса, а также нетление мощей или благоухание костей; пояснения этого, однако, не дается; русская церковь обретение мощей, чудеса и святую жизнь, причем мощи при обретении должны оказаться нетленными; число чудес не определено, равно как и другие условия точнейшему пояснению не подлежали, благоухание мощей тоже признавалось. У р.-катол. церкви самый акт К. имел предшествующим акт беатификации, распадающийся на состязательный процесс и самый акт беатификации, для первого материал добывается следствием местного епископа, по частной инициативе; эти частные лица являются стороной в этом процессе, и их доводы старается опровергнуть promotor fiscalis который и является другой стороной; сведения, добытые мест. епископом, препровождаются на рассмотрение особой конгрегации этими действиями исчерпывается т. н. состязательный процесс и наступает самый акт беатификации, заключающийся в генеральной и специальной инквизиции, изъясняющей вопросы о славе, чуде и т. д., направленной на то, доказана ли святость, чудеса. После беатификационного (процесса) акта наступает с согласия папы самый акт канонизации, в том же порядке, что и беатификация; но употребителен и способ предписания папы, без всяких формальных исследований, о праздновании святому. В русской православной церкви сведения относительно жизни святого добываются негласно, но производится особое дознание и обследование мощей и чудес, получившие название "обыска" (ничего общего с судебным обыском не имеет). Добытые сведения представляются в виде доклада Св. Синода Высочайшей власти и составляют форму К. акта, публикация которого совершается в официальном послании Св. Синода, причем в силу К. акт вступает со дня (момента) первого торжества с открытием мощей. Таков порядок для К. при общем праздновании; а для местного празднования порядок еще проще.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.